Долг и совесть

Цель урока: формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению через знакомство с понятиями «долг» и «совесть»

Задачи:

  • Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся.
  • Развивающая:

способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Тип урока:    проблемный; систематизация знаний, через работу круглого стола

Методы, приемы: эвристический (через способ погружения и инверсии)

Форма организации познавательной деятельности: коллективная работа в группе, беседа; самостоятельная работа с источником информации (социологический опрос)

Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбук, колонки

Ход

Постановка проблемы и формулирование темы через призму притчи

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

– Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

– Одной частью своих заработков  я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, – ответил мастер.

– Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, – возразил сосед.

– Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание  своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

2. Беседа по притче

– Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?  ( Ответы детей)

-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

– Чему научила Вас притча о долге?

– От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили  и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

Итак, тема урока «Долг и совесть»

1-2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До 5 мин

Работа в группах. Предоставление результатов социологического опроса 15мин

По 5 мин

Анализ ситуации.

Вывести определение «ДОЛГ»

Внутреннее, принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с общество м

А)моральный

ü Человек превращает требования морали в личную задачу

ü Человек сам предъявляет к себе требования и следует им по жизни

Б) общественный

ü Все объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять

5мин
Закрепление. Выполнение заданий 2, 20 ЕГЭ; 31 ОГЭ  
31.Существует мнение, что че­ло­век дол­жен сво­бод­но и осо­знан­но де­лать нрав­ствен­ный выбор, что при­нуж­де­ние в нрав­ствен­ной сфере недопустимо. При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (объяснения) в за­щи­ту этого мнения. 7мин
2.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.   Добро; долг; мораль; совесть; честь.

 

20. Прочтите текст и заполните пропуски

Осознание безусловной необходимости того, что заповедуется моральным…..1 называется долгом. В представлении  большинства людей выполнять долг, значит следовать по пути….2..,делать по возможности …3..,не допускать в себе порочности, противостоять…4Но порой в долге усматривают лишь ….5 Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно  и тем самым демонстрирует свою….6

1. добро;2. добродетель;3. долг; 4. Зло; 5.принуждение;6.независимость

ВЕРНО: 321456

Рефлексия«Благодарю»  – подведение итогов

 

5мин

 

  1. Сообщение темы урока

Именно «Совесть» и будет темой нашего урока.

Запись темы урока в тетради.

Попробуйте дать определение термину «совесть». Обратимся к этимологическому словарю.

Совесть – 1)от греч. «сознание, совесть»; 2) от ст.-слав. – «весть, сошедшая с небес».

Найдите значение термина в словаре.  

Запись определения «совесть».

 

  1. Получение новой информации

В русском языке существует много пословиц о совести. Работа с приложением 1. 

– Слово «совесть» часто встречается в оборотах речи. Работа с приложением 2.

Афоризмы о совести. Работа с приложением 3. Составляем схему.

– Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

– А есть ли в их значении какое-то различие?

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Обратимся снова к термину «совесть». Что проверяет совесть? (как мы выполняем долг).

Работа с текстом учебника (стр. 46-47, ситуации).

Какое слово вы бы взяли синонимом к слову «долг»? ( ответственность).

В тексте на стр. 47 найдите два вида долга. Прочитайте 1-й абзац. Как вы поняли суть общественного долга? Приведите примеры.

А теперь прочтём текст на стр. 49, раздел «Факты». Причина поступка Корчака – общественный долг? (моральный долг).

Моральный долг – выполнение моральных требований по внутреннему побуждению.

Общественный долг – обязанности, которые человеку необходимо выполнять в обществе.

Определите разницу.

  1. Закрепление.  Рефлексия – подведение итогов урока

Составьте синквейн на слово «совесть» и «долг».        

 

31.Существует мнение, что че­ло­век дол­жен сво­бод­но и осо­знан­но де­лать нрав­ствен­ный выбор, что при­нуж­де­ние в нрав­ствен­ной сфере недопустимо. При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (объяснения) в за­щи­ту этого мнения.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

2.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.   Добро; долг; мораль; совесть; честь.
 

20. Прочтите текст и заполните пропуски. Ответы впишите в таблицу

Осознание безусловной необходимости того, что заповедуется моральным…..1 называется долгом. В представлении  большинства людей выполнять долг, значит следовать по пути….2..,делать по возможности …3..,не допускать в себе порочности, противостоять…4Но порой в долге усматривают лишь ….5 Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно  и тем самым демонстрирует свою….6

1. добро;     2. добродетель;         3. долг;     4. Зло;                  5.принуждение;                6.независимость

1 2 3 4 5 6
           
 

 

1 вариант

1. Способность действовать сознательно, предвидеть возможные последствия каждого своего шага:

1) обязанность
2) ответственность
3) гражданственность
4) патриотизм

2. Внутренний самоконтроль человека:

1) совесть
2) общественный долг
3) закон
4) ответственность

3. Верны ли суждения о долге: а) долг — это приобре­тение определенных объективных обязанностей; б) долг связывает человека с другими людьми?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Верны ли суждения о моральном долге: а) моральный долг всегда имеет принудительный характер; б) общест­венный долг руководит моральным долгом?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5.Что из перечисленного характеризует понятие «со­весть»?

1) внутренний голос
2) моральный самоконтроль
3) принудительный характер
4) законный характер
5) правила поведения
6) объективная обязанность

 

 

 

2 вариант

A1. Принудительный характер имеет:

1) мораль
2) совесть
3) закон
4) моральный долг

2. Превращение человеком требований морали в личную задачу является:

1) общественным мнением
2) общественным долгом
3) контролем за обществом
4) моральным долгом

3. Верны ли суждения о совести: а) совесть — это внеш­ний контроль общества; б) совесть — это самооценка че­ловека?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Верны ли суждения об объективных обязанностях: а) объективные обязанности независимы от нашего лич­ного желания; б) объективные обязанности люди непре­менно обязаны выполнять?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5.Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «моральный долг». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) личная жизнь
2) внутренние противоречия
3) принуждение
4) добровольность
5) бескорыстие

 

 

Для просмотра презентации нажмите подробнее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *