Цель урока: формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению через знакомство с понятиями «долг» и «совесть»
Задачи:
- Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся.
- Развивающая:
способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Тип урока: проблемный; систематизация знаний, через работу круглого стола
Методы, приемы: эвристический (через способ погружения и инверсии)
Форма организации познавательной деятельности: коллективная работа в группе, беседа; самостоятельная работа с источником информации (социологический опрос)
Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбук, колонки
Ход
Постановка проблемы и формулирование темы через призму притчи
Арабская притча «Долг».
Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его: – Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно. – Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, – ответил мастер. – Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, – возразил сосед. – Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер. 2. Беседа по притче – Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? ( Ответы детей) -Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей) – Чему научила Вас притча о долге? – От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их. Итак, тема урока «Долг и совесть» |
1-2 мин
До 5 мин |
Работа в группах. Предоставление результатов социологического опроса | 15мин
По 5 мин |
Анализ ситуации.
Вывести определение «ДОЛГ» Внутреннее, принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с общество м А)моральный ü Человек превращает требования морали в личную задачу ü Человек сам предъявляет к себе требования и следует им по жизни Б) общественный ü Все объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять |
5мин |
Закрепление. Выполнение заданий 2, 20 ЕГЭ; 31 ОГЭ | |
31.Существует мнение, что человек должен свободно и осознанно делать нравственный выбор, что принуждение в нравственной сфере недопустимо. Приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения. | 7мин |
2.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово. Добро; долг; мораль; совесть; честь.
|
|
20. Прочтите текст и заполните пропуски
Осознание безусловной необходимости того, что заповедуется моральным…..1 называется долгом. В представлении большинства людей выполнять долг, значит следовать по пути….2..,делать по возможности …3..,не допускать в себе порочности, противостоять…4Но порой в долге усматривают лишь ….5 Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою….6 1. добро;2. добродетель;3. долг; 4. Зло; 5.принуждение;6.независимость ВЕРНО: 321456 |
|
Рефлексия«Благодарю» – подведение итогов
|
5мин |
- Сообщение темы урока
Именно «Совесть» и будет темой нашего урока.
Запись темы урока в тетради.
Попробуйте дать определение термину «совесть». Обратимся к этимологическому словарю.
Совесть – 1)от греч. «сознание, совесть»; 2) от ст.-слав. – «весть, сошедшая с небес».
Найдите значение термина в словаре.
Запись определения «совесть».
- Получение новой информации
В русском языке существует много пословиц о совести. Работа с приложением 1.
– Слово «совесть» часто встречается в оборотах речи. Работа с приложением 2.
Афоризмы о совести. Работа с приложением 3. Составляем схему.
– Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?
– А есть ли в их значении какое-то различие?
(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).
Обратимся снова к термину «совесть». Что проверяет совесть? (как мы выполняем долг).
Работа с текстом учебника (стр. 46-47, ситуации).
Какое слово вы бы взяли синонимом к слову «долг»? ( ответственность).
В тексте на стр. 47 найдите два вида долга. Прочитайте 1-й абзац. Как вы поняли суть общественного долга? Приведите примеры.
А теперь прочтём текст на стр. 49, раздел «Факты». Причина поступка Корчака – общественный долг? (моральный долг).
Моральный долг – выполнение моральных требований по внутреннему побуждению.
Общественный долг – обязанности, которые человеку необходимо выполнять в обществе.
Определите разницу.
- Закрепление. Рефлексия – подведение итогов урока
Составьте синквейн на слово «совесть» и «долг».
31.Существует мнение, что человек должен свободно и осознанно делать нравственный выбор, что принуждение в нравственной сфере недопустимо. Приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения.
1
2
|
||||||||||||||
2.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово. Добро; долг; мораль; совесть; честь. | ||||||||||||||
20. Прочтите текст и заполните пропуски. Ответы впишите в таблицу Осознание безусловной необходимости того, что заповедуется моральным…..1 называется долгом. В представлении большинства людей выполнять долг, значит следовать по пути….2..,делать по возможности …3..,не допускать в себе порочности, противостоять…4Но порой в долге усматривают лишь ….5 Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою….6 1. добро; 2. добродетель; 3. долг; 4. Зло; 5.принуждение; 6.независимость
|
||||||||||||||
1 вариант 1. Способность действовать сознательно, предвидеть возможные последствия каждого своего шага: 1) обязанность 2. Внутренний самоконтроль человека: 1) совесть 3. Верны ли суждения о долге: а) долг — это приобретение определенных объективных обязанностей; б) долг связывает человека с другими людьми? 1) верно только а 4. Верны ли суждения о моральном долге: а) моральный долг всегда имеет принудительный характер; б) общественный долг руководит моральным долгом? 1) верно только а 5.Что из перечисленного характеризует понятие «совесть»? 1) внутренний голос
|
2 вариант A1. Принудительный характер имеет: 1) мораль 2. Превращение человеком требований морали в личную задачу является: 1) общественным мнением 3. Верны ли суждения о совести: а) совесть — это внешний контроль общества; б) совесть — это самооценка человека? 1) верно только а 4. Верны ли суждения об объективных обязанностях: а) объективные обязанности независимы от нашего личного желания; б) объективные обязанности люди непременно обязаны выполнять? 1) верно только а 5.Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «моральный долг». Укажите термин, не связанный с этим понятием. 1) личная жизнь
|
Для просмотра презентации нажмите подробнее