Внутренняя политика Николая I: антикоррупционная направленность

Тема урока «Внутренняя политика Николая I: антикоррупционная направленность»

Цели урока: Познакомить учащихся с внутренней политикой  Николая I

Задачи:

Обучающие:

познакомить учащихся с личностью Николая I;

его внутренней политикой, её основными направлениями.

2.Развивающие:

совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

развивать навыки анализа документов;

совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

3.Воспитывающие:

формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям;

развивать коммуникативную культуру.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока:

Учебник «История России XIXв»Ляшенко, методическое пособие для учителя, презентация к уроку

План урока:

Краткая биография Николая I.

Основные направления внутренней политики Николая I.

Общее значение деятельности Николая I.

Рост бюрократического аппарата

Подведение итогов урока.

Подготовка к уроку:

Подборка раздаточного материала(понятийный аппарат).

Сообщение ученика о  биографии Николая I.

Оборудование: раздаточный материал.

Понятийный словарь урока:

бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации

кодификация – систематическое объединение и издание действующих законов по главным отделам права

цензура – контроль властей за содержанием и распространением печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.

Ход урока

Организационный момент урока.

 Проверка домашнего задания

Назовите тему прошлого урока (Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов.)..

Объявление темы и целей урока.

Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I. (Запись в тетради темы.)

Историки по-разному  характеризуют политику Николая I. В конце урока мы должны будет сами, опираясь на полученные сведения, дать характеристику  антикоррупционной деятельности императора

1 Личность Николая I (Сообщение ученика   биографии Николая I)

 Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.

Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике.

В формировании политической программы Николая I важную роль сыграло укрепление положения России на международной арене и быстрое подавление восстания декабристов. С другой стороны, настроения в обществе и весь ход исторического развития заставляли Николая I признать необходимость преобразований, т.е.  одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие. При этом мы наблюдаем рост взяточничества

  1. Основные направления внутренней политики Николая I.

Работа  с учебником.

(Учащиеся делают запись в тетради: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ внутренней политики Николая I.)

Николай I попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти.

3.Давайте рассмотрим реформы Николая  I на основании текста учебника и занесем их в таблицу. Начнем заполнение таблицы с политических преобразований Николая I.

Дата Автор Реформа. Содержание реформы Значение
       

 

4.Антикоррупционная политика Николая I

В письме от 28 декабря 1825 г. импе­ратору Николаю I сообщал, что «лихоимство заседает в су­дилищах, где защищается не жизнь, честь и достояние граж­данина; но продаются пристрастные решения за золото и другие выгоды». В августе 1827 г. императору Николаю I была направлена «Записка Высочайше учрежденного Коми­тета для соображения законов о лихоимстве и положения предварительного заключения о мерах к истреблению сего преступления». В ней рассматривались причины распро­странения коррупционных отношений в государственном ап­парате. В частности, среди основных причин названы такие, как невысокий уровень нравственности, «редкость людей истинно правосудных», «склонность к любостяжанию, са­мим устройством жизни непрестанно раздражаемая и ника­кими действительными препонами не стесняемая»; низкий материальный уровень достатка чиновников, которые «…не преподают никаких средств к приличному себя содержа­нию… не дают ни малейшей возможности за удовлетворени­ем ежедневных жизненных потребностей уделить что-то на воспитание детей, на первое вспомоществование при опре­делении их на службу, или хотя на малое награждение доче­рей при выдаче в замужество»; несоразмерность наказанияи преступления, что способствует тому, что служащий упот­ребляет вверенную ему власть «в пользу корыстных ви­дов…». Также давалась классификация форм коррупционных действий. Формы коррупционного поведения, в частности подкупов, «бывают различны: подарки, посулы, обещания, предложения услуг собственных своих покровителей, прель­щения всякого рода; угадывают склонности Судей, отыскива­ют знакомства их и связи; если кого-то из них не успеют задоб­рить лично, то стараются подкупить в родственнике, в друге, в благодетеле». Предполагались следующие первоочередные меры борьбы с коррупцией: «скорейшее издание полного сис­тематического свода законов, какие по каждой отрасли Госу­дарственного Правления должны служить единообразным ру­ководством в производстве и решении дел без изъятия»; «от­мена законов тех, кои очевидно способствуют к умышленным проволочкам, притеснениям и к вынуждению взяток»; «уста­новление во всех частях Государственного управления таких окладов жалования, кои бы сколько-нибудь соразмерны были с потребностями существования в том звании, в каком кто проходит поприще службы, и тем самым останавливали бы служащих от поползновения к самовольному в крайно­сти удовлетворению сих потребностей лихоимством»; «уста­новление справедливой соразмерности в наказаниях» так, чтобы «вред или чувствительность наказания превосходила выгоду, приобретаемую от преступления», а «чувствитель­ность наказания за повторённое преступление превосходи­ла выгоду не только приобретенную чрез преступление, но и всю ту выгоду, которая могла бы приобретена быть чрез все повторённые преступления в человеке, в коем порок об­ратился в привычку»; «строжайшее не на одной бумаге, но на самом деле наблюдение за точным исполнением Высо­чайших Указов, ограждающих судебную власть от влияния Главноначальствующих в разных частях Государственного управления»; «введение гласности в производстве суда, и вообще в отправлении канцелярской службы, исключая тех только дел, которые по особенной важности Высшим Правительством из сего изъемлемы будут». Таким образом, основным средством борьбы с продажностью чиновничест­ва признавалось создание правовой базы, повышение денежного содержания госслужащих, установление соразмер­ных с должностным нарушением мер наказания. Считая борьбу с должностными злоупотреблениями одной из основных задач государства, Николай I продолжал ис­кать пути к искоренению этих деяний. Одной из таких мер ста­ло образование в 1826 г. третьего отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. По мнению импера­тора, для борьбы со злоупотреблениями должностных лиц не­обходимо было установить повсеместный контроль над их дея­тельностью.

 

5.Подведение итогов урока.

Подведём итоги. В начале урока мы определили цели нашей работы:

сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях, в том числе в области антикоррупционной политики;

развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;

воспитывать интерес к историческим личностям.

Познакомились ли вы с внутренней политикой Николая I и её направлениями?

Давайте выясним и запишем в тетради:

-причины коррупции

-классификация форм коррупции

-меры борьбы с коррупцией

 

 

 

Приложение №1

 

Тест (проверка домашнего задания).

 

Вариант 1

  1. Организации декабристов назывались:

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

 

  1. Какое событие произошло ранее других:

а) смерть Александра 1;

б) создание  Южного общества;

в) восстание Черниговского полка.

 

  1. Руководителями декабрьского восстания были:

а) А.С. Пушкин;

б) С.П. Трубецкой;

в) Н.М. Муравьев.

 

  1. Выступление декабристов произошло:

а) 1-го сентября 1825 года;

б) 14-го декабря 1825 года;

в) 25-го декабря 1825 года.

 

  1. В требования декабристов входили:

а) отмена крепостного права;

б) замена монархии на республиканский строй;

в) провозглашение гражданских свобод.

 

  1. Причиной неудачи стала:

а) малое количество;

б) отсутствие плана действий;

в) отсутствие руководства.

 

Вариант 2

  1. Кто был назначен «диктатором» восстания на Сенатской площади?

а) П. Пестель

б) К. Рылеев

в) М. Сперанский

г) С. Трубецкой

 

  1. Программа П.И. Пестеля называлась:

а) «Русская правда»;

б) Конституция;

в) «Соборное Уложение».

 

3.Членов Северного и Южного обществ объединяло стремление:

а) сохранить самодержавие;

б) использовать мирные способы борьбы

в) привлечь к движению народные массы;

г) опираться только на собственные силы.

 

       4.Кто сделал роковой выстрел в генерал-губернатора М. Милорадовича, пытавшегося склонить восставших к сдаче оружия?

 

а). П. Пестель;

б) П. Каховский;

в) М. Сперанский;

г) С. Трубецкой.

 

  1. Поводом для выступления послужили события:

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

 

  1. Форма правления, при которой  монарху принадлежит  неограниченная верховная власть, называется:

 

а) республикой;

б) абсолютной монархией;

в)конституционной монархией.

 

Приложение №2

Группа №1

 

А. Ф. Тютчева дала следующую характеристику Николаю:

«Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности  тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что  Николай 1 был донкихотом самодержавия, донкихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволившим ему подчинить  все своей фанатичной и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. Вот этот человек, соединивший с душою великодушной и рыцарской характер редкого благородства и честности, сердце горячее и нежное и ум возвышенный и просвещенный, хотя и лишенный широты, вот почему этот человек мог быть для России в течение своего 30-летнего царствования тираном и деспотом, систематически душившим в управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни».

 

Группа №2

 

  •  «Царствование Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после разрухи смутного времени». В. О. Ключевский

* * *

  •  «Николай Павлович считал идеалом своей империи казарму». А. Е. Пресняков

 

* * *

В надежде славы и добра

 Гляжу вперед я без боязни:

 Начало славных дней Петра

 Мрачили мятежи и казни…

 Семейным сходством будь же горд,

 Во всем будь пращуру подобен,

 Как он, неутомим и тверд,

 И памятью, какой, незлобен.

 

        А. С. Пушкин

  • * * *

 

Не Богу ты служил и не России.

Служил лишь суете своей,

И все дела твои — и добрые и злые, —

Все было ложь в тебе, все призраки пустые!

Ты был не царь, а лицедей.

Ф. И. Тютчев

 

Группа №3

 

В одном из писем Николая к жене Александре Федоровне. “Мне говорят, – писал Николай, уже, будучи императором, – что я один из могущественнейших правителей в мире и что мне все позволено, что я могу делать, что захочу и когда захочу. Но на самом деле все, я думаю, происходит по-другому. И если спросят о причине такой аномалии, ответ будет в одном слове: долг! Это не пустое слово – его священное значение заставляет отбросить все личные мнения… долг – это мое ключевое слово. Да, это трудно. Я страдал от этого больше, чем могу рассказать, – но я создан для страдания”.

 

Николай I в обращении  обращению к своему наследнику: «Дай Бог, чтобы мне удалось сдать тебе Россию такою, какою стремился я её поставить: сильной, самостоятельной и добродающей – нам добро, никому зло».

 

 

 

Приложение №3

 

Группа №1

Использую дополнительный материал (История. Устный экзамен. Теория и практика. М.2001 г., стр. 95-96),ответьте           на вопросы:

  1. Что такое кодификация?
  2. Была ли она необходима?
  3. Кто возглавил работу по кодификации?
  4. Дайте оценку кодификации законов.

Группа №2

Использую дополнительный материал (История России. Пособие для школьников, абитуриентов и студентов. Санкт-Петербург, Издательский дом «Нева», 1997), ответьте на вопросы:

  1. Что такое общественная запашка и зачем она вводилась?
  2. Что такое «картофельные бунты»?
  3. Почему реформа государственной деревни вызвала недовольство, как крестьян, так и помещиков?

Прочитайте отрывок из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842 года (учебник, стр. 69) и ответьте на вопрос: «Почему Николай I считал необходимость  решения крестьянского вопроса одним из центральных в годы своего царствования?»

 

Группа №3

 

Использую материал учебника (А. Данилов, Л.Г.  Косулина История России Х1Х век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., 2008.) стр. 69, ответьте на вопросы:

 

  1. В чем, по вашему мнению, заключается связь между неудачным выступлением декабристов и созданием Третьего отделения секретной полиции?
  2. Удалось ли императору Николаю «искоренить злоупотребления»?

 

Для просмотра презентации нажмите подробнее

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *